news
Скорбная новость о смерти Тамары Чикуновой, дорогой подруги Общины святого Эгидия, матери против смертной казни
31 Марш 2021
Death PenaltyДолгая и крепкая дружба связывала Общину святого Эгидия с Тамарой Чикуновой, умершей этой ночью в Новаре, где она жила в последние годы вместе с Общиной.
Всё началось в 2002 году с письма Тамары Чикуновой о ее работе по отмене смертной казни в Узбекистане, за которым вскоре последовали ее участие в основании Всемирной Коалиции против смертной казни (WCADP) в Риме и визит делегации из Общины в Ташкент в 2003 г. Дружба крепла с годами, и боль Тамары превращалась в неутомимый труд против несправедливости смертной казни, а сама она сделалась ориентиром, нежным и дружеским, для многих молодых людей.
Тамара Чикунова русская, после распада Советского Союза она оказалась в столице Узбекистана и осталась жить там. В 1999 году ее сын Дмитрий был несправедливо приговорен к смерти и расстрелян 10 июля 2000 года в 29 лет. Матери не сообщили о предстоящей казни, она не смогла даже попрощаться с сыном. Ей не выдали даже его тело, по узбекским законам тела приговоренных к смертной казни родственникам не выдавались.
После этой трагедии Тамара решила бороться, чтобы ничего подобного больше не повторялось. Она решила основать ассоциацию "Матери против смертной казни и пыток" вместе с другими женщинами, тоже потерявшими своих приговоренных к смерти детей. Так началась ее смелая и умная деятельность по юридической задите приговоренных и отмене смертной казни в Узбекистане.
Благодаря деятельности ее организации и привлечению хороших адвокатов, Тамара Чикунова содействовала спасению жизни 23 приговоренных к смертной казни; ей удалось добиться замены смертного приговора на пожизненное заключение или различные сроки тюремного заключения или освобождения невиновных. Ее работа при поддержке Общины святого Эгидия на международном уровне привела к отмене смертной казни в Узбекистане 1 января 2008 года.
Тамара так вспоминала свое решение: "Я была маленькой побежденной женщиной, я работала для победы жизни. В начале 2002 года я написала письмо Общине святого Эгидия, я искала помощи для себя и своей миссии - освободить приговоренных к смерти. Я благодарю Господа, потому что с того дня мы больше не расставались! С годами совершались чудеса, мы смогли спасти жизни многих молодых ребят, приговоренных к смерти в моей стране. Воистину я получила знак любви Божией! И Бог даровал мне силу простить всех, кто был в ответе за казнь моего сына. Обретя силу простить, я стала сильнее".
Постепенно Тамара Чикунова обратила внимание на другие страны региона и внесла важный вклад в процесс, приведший к отмене смертной казни в Киргизии, Казахстане и Монголии.
Тамара чувствовала ответственность и срочную потребность свидетельствовать о своей истории и вносить вклад в отмену смертной казни в мире, в распространение культуры сострадания и жизни, в гуманизацию условий содержания заключенных, к которым она питала глубокую эмпатию. Она никогда не уставала говорить публично, выступала на многих встречах и конференциях, участвовала в Международных встречах Молитвы о мире и в Конгрессах министров юстиции, организованных Общиной святого Эгидия. Она чувствовала особую потребность говорить с молодежью, чтобы противостоять распространению культуры ненависти и мести, и не жалея себя встречалась со студентами и школьниками во многих европейских странах.
Вынужденная уехать из Узбекистана из-за угроз ее жизни, она нашла дом и семью благодаря Общине святого Эгидия итальянского города Новара, которая приняла ее в 2009 году со щедростью и большой любовью. В Новаре, где она прожила эти годы и откуда часто ездила в Россию и в свой любимый Санкт-Петербург, она глубоко участвовала в жизни Общины святого Эгидия, по-братски разделяя ее дух и дружбу.
Щедрая, смелая и неутомимая женщина, Тамара, несмотря на болезнь, в последние годы посвящала себя также встречам с заключенными итальянских и немецких тюрем, и ее выступления перед ними всегда были трогательными и полными любви. Особенно мучила ее единственная страна Европы, где еще действует смертная казнь. Она много сил посвящала Беларуси и была назначена делегатом Евросовета по вопросу смертной казни в этой стране.
Во взгляде ее за пеленой грусти скрывались достоинство и сострадание, которым она жила после смерти сына.
Тамара была верующей женщиной и оставила нам послание жизни, человечности и мира, за которое мы глубоко благодарны ей. В Барселоне в 2010 году, выступая на Встрече молитвы о мире, организованной Общиной святого Эгидия, она сказала: "Сейчас время бороться за душу людей. Иначе духовная пустота быстро заполняется другими идеями...". Она была глубоко убеждена, что "Бог - не судья, но прощающий отец".